Экономика

Экономика
Денежный знак одна гривна (эволюция дизайна)
Экономика Украины — 39-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2009).[86][87] ВВП на душу населения 6400 долларов США (2009).[87] Падение ВВП в 2009 году составило 14,1 %.[88] Долг Украины в марте 2010 года достиг 93,5 % от ВВП, рост ВВП на 1 июля 2010 года составил 3,7 %.[89] (совокупный долг государства и бизнеса).
Украина считалась при СССР индустриально-аграрной страной, однако начиная с 1992 года имела место прогрессивнаядеиндустриализация, принявшая в области высокотехнологичных производств и машиностроения тотальный характер. В несколько лучшем положении оказались металлургические, химические и другие энергоемкие производства с низкой прибавочной стоимостью, сохранившие конкурентоспособность на мировом рынке благодаря льготным российским ценам на энергоносители. Отраслями промышленности, которые пока ещё в той или иной степени работают, являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и целый каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды). Наиболее развитые в экономическом отношении регионы — Донбасс (Донецкая область и Луганская область), Приднепровье (Днепропетровская область и Запорожская область), а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.
Металлургия
Основная статья: Металлургия Украины
Основные отрасли — чёрная и цветная металлургия, коксохимия, трубопрокатное производство. Продукция чёрной металлургии составляет почти половину экспорта тяжёлой промышленности.
Химическая промышленность
Основная статья: Химическая промышленность Украины
Химическая промышленность работает в едином комплексе с металлургией, используя побочные продукты металлургии и коксовой промышленности для производства азотных удобрений, лаков, красок, медикаментов. Фосфориты, соли калия и поваренная соль используются для производства минеральных удобрений, сера — для производства серной кислоты. Нефть и газ — как местные, так и импортированные — используются для производства синтетического каучука и синтетических волокон. Наибольшие центры химии:Северодонецк 35 тыс.чел, Одесса 28 тыс.чел.
Машиностроение
Основная статья: Машиностроение Украины
При СССР производилось главным образом тяжёлое, транспортное, электротехническое машиностроение, производство самолётов, судов, военно-космической техники, точного оборудования. Начиная с 1992 года произошло многократное обвальное падение производства, особенно ощутимое именно в этой области, сопровождавшееся массовым закрытием множества больших и малых машиностроительных заводов. Сравнение оставшегося производства со статистикой времен СССР невозможно частично из-за изменения методик подсчета, частично из-за желания властей, в том числе и местных, не касаться этой политически взрывоопасной темы.
Промышленность стройматериалов
На Украине при СССР была высоко развита промышленность стройматериалов, в частности развиты производство цемента, производство железобетонных и бетонных конструкций, стеновых и изоляционных материалов, а также производство стекла, фарфора и фаянса. В постсоветский период эта отрасль пережила крах, ряд производственных мощностей полностью вышли из строя, оставшиеся функционируют только частично. Основные центры производства:

Лёгкая промышленность
Начиная с 1990 года, украинская легкая промышленность медленно, но уверенно снижает обороты. За 2008 год предприятия, выпускающие одежду, сократили производство на 7,9 %. Основная причина гибели легпрома — неравные условия для украинских участников рынка и импортеров. Объёмы производства на предприятиях легкой промышленности в 2008 сократились на 3,4 %. Наиболее сократили производство производители одежды. По данным Государственного комитета статистики, на 22-41 % снизилось производство пиджаков, юбок, штанов и плащей, на 9 % снизилось производство мужских костюмов. Небольшой рост в прошлом году наблюдала только обувная промышленность. Импорт одежды в январе-ноябре 2008 года, наоборот, вырос более чем на 110 % по сравнению с 2007 годом. Причем, импорт из развитых стран на Украину минимален. Например из Франции, по официальным данным, за 11 месяцев 2008 привезено около 668 трикотажных женских кофт и футболок, из Дании — 148 единиц. Притом, что всего в страну ввезено 1 млн 643 тысячи 336 таких изделий. Основная масса продукции (а точнее, более полутора миллионов единиц) приходит из стран Азии. При дешевой рабочей силе и сырье, восточные импортеры давно завоевали украинского потребителя.
Пищевая промышленность
В пищевой промышленности занято 12,8 % трудоспособного населения страны (по данным на 2003 г.). Ассортимент произведённой продукции включает более 3 000 наименований. Предприятия пищевой промышленности расположены повсеместно[источник не указан 245 дней]. В последнее время возрастает количество мелких предприятий пищевой промышленности, которые создаются возле источников сырья, в коллективных и фермерских хозяйствах[источник не указан 245 дней] .
Лесопроизводственный комплекс Украины
Лесопроизводственный комплекс Украины охватывает лесную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую отрасли.
Лесная промышленность
Лесные ресурсы Украины очень ограничены, лесистость территории — 14,3 %. Основные массивы лесов сосредоточены в Карпатах, в Полесье и в горах Крыма. Распространены ценные породы деревьев — бук, дуб, ель, сосна, ясень.
Лесозаготовительная промышленность сформировалась в Карпатах и в Полесье (90 % всех лесозаготовок). Лесные массивы истощены беспощадной эксплуатацией. Значительное количество леса ввозится из-за границы. Проблемы отрасли связаны с более полным и рациональным использованием отходов заготовки, воспроизводством леса, улучшением экологической ситуации.

Деревообрабатывающая промышленность
Размещена довольно равномерно, но в районах лесоразработок концентрация предприятий заметно выше. Крупные центры:

За пределами зон лесоразработок, в больших промышленных центрах и транспортных узлах (Киев, Донецк, Харьков, Одесса, Черкассы, Херсон), на привозном сырье действуют деревообрабатывающие предприятия. Они производят пиломатериалы, древесно-стружечные политы (Киев, Свалява, Надворная), фанеру, спички. Мебельные фабрики преимущественно распространены в больших городах, таких как Киев, Львов, Одесса, Харьков.
Целлюлозно-бумажная промышленность
Размещение предприятий этой отрасли ориентируется на сырьевые, водные ресурсы, наличие электроэнергии и квалифицированной рабочей силы.
Предприятия располагаются главным образом в лесопромышленных районах. Основной компонент для получения целлюлозы — древесина хвойных и лиственных пород, отходы лесопиления и деревообработки. Целлюлозу используют для производства бумаги и картона. Учитывая небольшой запас первичного сырья — целлюлозы, практически все предприятия ЦБП Украины ориентированы на производство бумаги и картона из вторичного сырья — макулатуры.
Самые крупные предприятия отрасли:

  • ОАО «Киевский картонно-бумажный комбинат», расположен в 45 км от г. Киева в г. Обухове.
  • ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат», расположен в г. Рубежное, Луганской области.

Имеются предприятия в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Львове, Измаиле, Жидачеве, Рахове, Херсоне,Цюрупинске(Херсонская обл.) Корюковке (Черниговская область), Малине, Моквино (Ровенская область), Славуте (Хмельницкая область).
Топливно-энергетический комплекс
«Украина может стать энергонезависимым государством за счёт увеличения объёмов собственной добычи нефти и газа» (И. А. Франчук, 2005 год).
Украина относится к странам, лишь частично обеспеченным традиционными видами первичных энергоресурсов. Энергетическая зависимость страны от поставок органического топлива составляет около 65 %, в то время как в странах ЕС этот показатель равен в среднем 51 %. Уровню энергозависимости Украины примерно соответствуют такие развитые страны Европы, как Германия — 61,4 % и Австрия — 64,7 %.
До самого недавнего времени особенностью внутренней политики являются низкие цены за природный газ для населения: ниже чем в России и в два раза ниже чем в Азербайджане.[90]
Угольная промышленность
Основная статья: Угольная промышленность Украины
Основные отрасли — добыча каменного и бурого угля.
Газодобыча
Нефтедобыча и нефтепереработка
Украинский топливный рынок (6 нефтеперерабатывающих заводов) почти полностью поделен между иностранными компаниями. Две трети НПЗ страны контролируют российские компании:

Владельцы остальных двух НПЗ:

  • группа «Приват» — Надворнянский НПЗ.
  • «Альфа-нафта» и группа «Приват» — Дрогобычский НПЗ.

Лисичанский, Одесский и Херсонский НПЗ в сумме контролируют 62 % украинского рынка горючего. Компании продают бензин в розницу и заключают контракты на оптовые поставки сельскохозяйственным предприятиям.
Собственная добыча нефти на Украине мала. Большая часть сырья импортируется, в том числе и из России.
Украина ежегодно потребляет около 16 млн т нефтепродуктов, в том числе по 5 млн т бензина и дизельного топлива и 6 млн т мазута. Суммарные мощности украинских предприятий по переработке нефти превышают 52 млн т в год. Средняя загрузка мощностей по отрасли составляет 40 %.
См. также Нафтогаз Украины.
Электроэнергетика
Основная статья: Энергетика Украины
Украина является экспортёром электроэнергии. По данным государственного предприятия внешнеэкономической деятельности «Укринтерэнерго», в 2006 году Украина экспортировала 10,5 млрдкВт·ч электроэнергии. Основными её покупателями являются Венгрия, Польша, Словакия, Румыния и Молдавия.
Атомная энергетика
Руководит деятельностью украинской атомной энергетики государственная атомная энергетическая компания «Энергоатом». По состоянию на 2011 год на Украине имелось 4 атомные электростанции с 15 работающими энергоблоками, не считая выведенную из эксплуатации Чернобыльскую АЭС.


Таблица. Атомные электростанции Украины.

Название электростанции

Количество энергоблоков

Тип используемых реакторов

Географическое местоположение

Ежегодный объём вырабатываемой электроэнергии

Запорожская АЭС

6

ВВЭР-1000

город Энергодар, Запорожская область, рядом с Каховским водохранилищем

40-42 млрд кВт·ч

Южно-Украинская АЭС

3

ВВЭР-1000,

город ЮжноукраинскНиколаевской области на берегах Южного Буга

17-18 млрд кВт·ч

Ровенская АЭС

4

2 — ВВЭР-440, 2 — ВВЭР-1000

город Кузнецовск, Ровненская область, около реки Стир

11-12 млрд кВт·ч

Хмельницкая АЭС

2

ВВЭР-1000

город Нетешин, Славутский районХмельницкой области, возле реки Горынь

7 млрд кВт·ч

На Украине также имеются две недействующие АЭС:

  • Чернобыльская АЭС — с 15 декабря2000 года выведена из эксплуатации.
  • Крымская АЭС — возведено только здание станции. Строительство прекращено ещё в советские времена, когда стало ясно, что при проектировании была допущена недооценка сейсмической активности крымского региона. Корпус реактора ВВЭР-1000 порезан на металлолом в 2005 году.

Монопольный поставщик ядерного топлива (ядерных тепловыделяющих сборок) — российская корпорация ТВЭЛ (большая часть топлива для Украины изготавливается ТВЭЛом из украинского урана).
В 2004 четыре украинские АЭС произвели 53,2 % электроэнергии в стране. К 2030 году Украина собирается построить девять новых атомных энергоблоков и ещё два блока будут находиться в разных стадиях строительства.
До сих пор все украинские АЭС оснащались реакторами российского производства ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Теперь же Украина планирует проводить международный тендер на строительство новых блоков.
На Запорожской АЭС сооружено сухое хранилище отработанного ядерного топлива (СХОЯТ), которое начало свою работу в августе 2001 года, когда на 2-ом энергоблоке станции была начата загрузка отработанных тепловыделяющих сборников в первую многоместную герметичную корзину. Проектный объём СХОЯТ на Запорожской АЭС — 380 контейнеров, что обеспечит хранение отработанных топливных сборок, которые будут изыматься из реакторов в течение всего срока эксплуатации станции. В декабре 2005 государственная атомная энергетическая компания «Энергоатом» подписала договор с американской компанией «HoltecInternational» на проектирование и строительство хранилища отработанного ядерного топлива сухого типа. Это хранилище будет использоваться для хранения отработанного ядерного топлива с остальных — Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой — атомных электростанций Украины, которое пока вывозится в Россию.
В 2010 году продлен на 20 лет ресурс первого энергоблока Ровенской АЭС, в 2011 году ведутся работы по продлению ресурса второго энергоблока Ровенской АЭС и первого энергоблока Южно-Украинской АЭС.
Новая стратегия развития энергетики Украины до 2030 года
Решающую роль в принятии новой энергетической стратегии Украины сыграли два фактора:

На протяжении 2005 года цены на нефть на мировом рынке испытывали значительные колебания, в основном в сторону повышения. За 2005 год экспортная цена нефти на условиях поставки Urals (med) выросла почти на 36 % (с 295 до 400 долл. за тонну). Цены на российскую нефть, поступающую на переработку на Украину, выросли за этот же период почти на 70 %.
Новая стратегия развития энергетики, разработанная на период до 2030 года, состоит в уменьшении доли потребления газа и нефтепродуктов на электростанциях и приоритетном развитии угольной и атомной энергетики. Важная роль в этом документе отведена развитию гидроэнергетики, использованию альтернативных источников энергии и шахтного метана, который, по приблизительным расчётам, в шахтахДонбасса имеется в количествах 12 триллионов м³, но на данный момент просто расточительно выкидывается в атмосферу. Неотъемлемой частью новой концепции также является внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Последние будут внедряться на ТЭС путём замены старого, почти полностью изношенного оборудования, оставшегося с советских времён.
Необходимо иметь в виду, что широко рекламируемые планы Украины по повышению энергетической независимости, статистику по количеству якобы добываемого в республике газа и т. д., необходимо воспринимать с осторожностью и критическим скептицизмом в связи с чрезвычайной болезненностью этого вопроса в политическом смысле.
Сельское хозяйство
Цифры падения сельскохозяйственного производства на Украине по сравнению с временами СССР трудно оценить объективно. Резкий спад сельского хозяйства пришелся на 1990-е годы. Количество заброшенной и неиспользуемой бывшей пахотной земли различается очень сильно в зависимости от регионов: от незначительной доли в некоторых областях Востока Украины до огромного процента на Западной Украине[источник не указан 75 дней]. Катастрофический «неурожай века»[источник не указан 90 дней] 2003 года окончательно подорвал животноводство и огромная доля, возможно даже большая часть животноводческих ферм сегодня лежит в руинах — официальная статистика в этом отношении отсутствует[источник не указан 75 дней]. Резко упало количество вносимых удобрений, а во многих районах Западной Украины вновь стали пахать на лошадях вместо тракторов. Официальные статистические данные труднодоступны и сложны для сопоставления.
В 2000-х появляются ряд крупных фермерских хозяйств, которые начали арендовать пустующую землю у селян. Ещё более осложняют оценку широко распространённая практика выплаты крестьянам, во избежание налогообложения, зарплаты в натуральной форме — мукой, зерном, крупой, которые продаются на рынках, не попадая в официальную статистику.
С другой стороны, Украина стала производить в товарных количествах такие дефицитные при СССР продукты, как гречка, высокоурожайный рис, появились даже страусиные фермы.
Транспорт
Основная статья: Транспорт Украины
См. также статьи: Железнодорожный транспорт Украины, Автомобильные дороги Украины.
Общая длина шоссейных дорог составляет 169 491 км, железных дорог — 22473 км. Длина речных судоходных путей — 1672 км. Реки Днепр и Дунай — важные пути перевозки международных грузов.на Украине существует развитая сеть нефте- и газопроводов (20 070 и 4540 км соответственно, а также 4170 км трубопроводов для очищенных продуктов). Основные порты на Чёрном и Азовском морях — Одесса, Ильичевск, Южный, Херсон, Николаев и Мариуполь. Всего в 2008 г. грузооборот всех портов составил 132,18 млн т.


Крупнейшие порты Украины (2008)

Порт

Грузооборот, млн. т

Одесса

34,56

Южный

21,7

Ильичевск

18,9

Мариуполь

16,3

Николаев

9,25

Действуют международные аэропорты в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Мариуполе, Симферополе, Львове и Одессе.
Созданное ещё в 1833 году и процветающее при СССР огромное Черноморское морское пароходство было распродано в ходе сомнительных сделок, в том числе на металлолом, и на сегодняшний день практически прекратило своё существование: из 350 кораблей осталось 6[91][92].

You are here